Наша страна находится на пороге важного политического события. В конце декабря текущего года состоятся выборы в представительные органы государственной власти — Олий Мажлис Республики Узбекистан и местные Кенгаши народных депутатов. Предстоящие выборы, безусловно, ознаменуют новый этап модернизации страны, реформирования избирательной системы Узбекистана на пути построения демократического правового государства.
Начало этому этапу положили коренные преобразования политической системы страны, осуществленные за последние три года под руководством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева и нашедшие свое отражение в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах.
Отличительной особенностью будущих выборов являются два важных обстоятельства.
Во-первых, в Узбекистане выросло число участников выборного процесса. Теперь в избирательную кампанию включатся не четыре, а пять политических партий. В начале года на политической арене страны появилась Экологическая партия Узбекистана, которая поставила во главу угла своих политических амбиций борьбу за власть ради создания благоприятной окружающей среды и обеспечения рационального использования богатых природных ресурсов республики. Экологические партии действуют примерно в ста странах, они участвуют в политических процессах, в том числе и в выборах.
В результате чего имеют своих представителей в парламентах 37 государств. Во-вторых, нынешняя избирательная кампания пройдет на основе концептуально нового выборного законодательства — Избирательного кодекса Республики Узбекистан, который вобрал в себя признанные в демократическом сообществе принципы и нормы международного права.
Избирательный кодекс является сводом законов прямого действия и унифицировал нормы действующих законов о выборах.
Одно из основных нововведений закреплено в статье 37 Избирательного кодекса, в которой право на выдвижение кандидатов в депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса и в депутаты местных Кенгашей предоставляется исключительно политическим партиям. Ранее правом на выдвижение кандидатов в депутаты районных, городских Кенгашей народных депутатов обладали наряду с политическими партиями и органы самоуправления граждан.
Это означает, что теперь политические партии будут играть ведущую роль в избирательных процессах, проводимых в Узбекистане, что соответствует духу Декларации о критериях свободных и справедливых выборов Совета Межпарламентского союза от 1994 года и Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ от 1990 года.
Еще одно нововведение закреплено в статье 38 Избирательного кодекса, согласно которой в ходе сбора подписей избиратель может поддержать своей подписью более чем одну политическую партию, участвующую в выборах. В соответствии с прежним законодательством избиратель мог ставить свою подпись за участие только одной политической партии.
Данная норма положительно оценена Венецианской комиссией на 116-м пленарном заседании (Венеция, 19—20 октября 2018 г.), по мнению которой введенная норма способствует плюрализму и развитию конкурентной среды, что согласуется с передовой международной практикой и принимает во внимание предыдущую рекомендацию БДИПЧ ОБСЕ.
Значительно усовершенствованы правовые основы участия политических партий в выборах депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса.
Первое. В Избирательном кодексе предусмотрены конкретные условия допуска политических партий к выборам. Согласно статье 69 кодекса, для выдвижения кандидатов в депутаты политическая партия должна не менее чем за 70 дней до выборов представить в Центральную избирательную комиссию необходимые документы. На их основании Центральная избирательная комиссия в пятидневный срок принимает решение о допуске политической партии к участию в выборах. Список партий, участвующих в выборах, в порядке очередности поступления заявлений публикуется в центральной печати. В ряде зарубежных государств для регистрации кандидата требуется дополнительно еще и внесение так называемого «избирательного залога», то есть уплаты кандидатом или выдвинувшей его политической партией определенной суммы для участия в выборах (например, в отдельных штатах США, в Чехии, Словакии, Латвии, Эстонии, на Мальте, Кипре). В национальном законодательстве Узбекистана такого требования нет, и в этом видится демократизм нашей избирательной системы.
Второе. Четко обозначены условия выдвижения политическими партиями кандидатов в депутаты Законодательной палаты. В соответствии со статьей 68 Избирательного кодекса политическая партия может выдвигать кандидатов в депутаты при условии, что она зарегистрирована Министерством юстиции Республики Узбекистан не позднее чем за четыре месяца до дня объявления о начале избирательной кампании и собрала не менее 40 тысяч подписей избирателей, поддерживающих ее участие в выборах. Аналогичная практика существует и в некоторых зарубежных странах. Например, в Дании политической партии для выдвижения кандидатов в депутаты требуются подписи не менее 20 тысяч избирателей, а в Грузии — не менее 30 тысяч (за исключением политических партий, представленных в парламенте страны: они освобождаются от сбора подписей).
Третье. Четко регламентированы порядок и процедура выдвижения политическими партиями своих кандидатов в депутаты. Согласно статье 70 Избирательного кодекса, выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 65 дней до выборов и заканчивается за 45 дней до выборов. Выдвижение осуществляется высшими органами политических партий. При этом политические партии правомочны выдвинуть 150 кандидатов в депутаты — одного кандидата в депутаты по каждому избирательному округу. Одно и то же лицо может быть представлено кандидатом в депутаты только по одному избирательному округу. Порядок подбора кандидатов в депутаты определяется политическими партиями. Аналогичная практика существует в России, Беларуси, Молдове.
Четвертое. Упрощены требования к кандидатам в депутаты парламента. На основании статьи 70 Избирательного кодекса политические партии правомочны выдвинуть кандидата в депутаты как из числа членов своей партии, так и беспартийных. В некоторых странах политические партии вправе выдвигать кандидатов в депутаты парламента лишь среди своих членов, что определенным образом ограничивает права граждан, ставит их в зависимость от определенной политической партии. Если гражданин захочет воспользоваться своим пассивным избирательным правом, ему необходимо не только вступить в политическую партию, но и стать одним из ее лидеров (кандидаты в члены парламента выбираются обычно из числа ее лидеров).
Таким образом, с принятием Избирательного кодекса Республики Узбекистан созданы отвечающие общепризнанным принципам и нормам международного права условия для равного и открытого участия политических партий в предстоящих выборах. Теперь дело за тем, чтобы мощный демократический потенциал нашего законодательства был задействован в деятельности политических партий и других субъектов избирательного процесса.
Именно от активной, твердой гражданской позиции избирателей зависит успех избирательной кампании, которая призвана стать важнейшим фактором углубления демократических преобразований, проводимых в стране.
А. АКИЛОВ,
начальник отдела Института проблем законодательства
и парламентских
исследований
при Олий Мажлисе
Республики Узбекистан доктор юридических наук.