• eye Специальные возможности
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОНИТОРИНГ ВЫБОРОВ - ПУТЬ К УСТАНОВЛЕНИЮ ДЕМОКРАТИИ
15.12.2021
998
Международное наблюдение за выборами получило широкое признание во всем мире и играет важную роль в обеспечении точной и непредвзятой оценки характера избирательных процессов и осуществляется не только в интересах населения страны, в которой проводятся выборы, но и в интересах международного сообщества. Не редко оно способствует двухстороннему обмену знаниями и информацией избирательного процесса и иногда приводит к установлению прочных международных отношений.

Наблюдение за выборами считается наиболее транспарентным и методичным способом продвигать и укреплять демократию и обеспечивать соблюдение прав человека.

Одним из краеугольных камней современного института международных наблюдателей за ходом выборов является Всеобщая Декларация Прав Человека, принятая в 1948 году. Пункт 3 Статьи 21 гласит: "Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования". Если обратиться к Копенгагенской Декларации, то можно увидеть, что любые выборы должны соответствовать семи основным критериям. Они должны быть "универсальными, равными, честными, тайными, свободными, прозрачными и подотчетными". Так как честные выборы являются основой демократической системы власти, присутствие иностранных и беспристрастных наблюдателей позволяет создать легитимные институты власти.

Традиционно наблюдатели прибывают в страну выборов только по приглашению действующей власти и обычно представляют различные международные организации. Среди них, например, Европейский Союз, Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и др. Если взять, к примеру, Центральная комиссия Республики Узбекистан отправила 18 международным организациям и структурам приглашения на выборы Президента Республики Узбекистан, которые состоялись 24 октября 2021г. За избирательным процессом наблюдали более 550 наблюдателей из международных организаций и структур таких как: Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ), Парламентская Ассамблея ОБСЕ (ПА ОБСЕ), Содружество Независимых Государств, Совет Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация исламского сотрудничества (ОИС), Парламентская ассамблея тюркоязычных стран, Организации тюркских государств, Организация экономического сотрудничества (ОЭС), Азиатская Парламентская Ассамблея (АПА), Гаагская конференция по международному частному праву, Секретариат Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Международная тюркская академия, Европейский Парламент, Европейский Союз и Международный фонд избирательных систем. Кроме того, около 400 наблюдателей из стран СНГ, Европы, Америки, Азии и Тихоокеанского региона, а также некоторые представители дипломатических корпусов, аккредитованных в Узбекистане приняли участие в международном наблюдении по приглашению правительства во всех регионах Республики.

Международные наблюдатели делятся на долгосрочных и краткосрочных наблюдателей. Долгосрочные наблюдатели приезжают за 6-8 недель до дня выборов, а краткосрочные наблюдатели - за 3-5 дней до дня выборов. Соответственно оценка выборов зависит не только от срока пребывания наблюдателей, но и от учитывания всех элементов выборного процесса, а именно:

-  нормы законодательства о выборах; 

-  период до выборов (до и после начала избирательной кампании);

-  процесс подачи голосов;

-  процесс подсчета голосов;

-  подведение итогов и объявление результатов;

-  рассмотрение и урегулирование жалоб; и

-  вступление победивших кандидатов в должность.

Для того чтобы эффективно способствовать честности выборов, международное наблюдение должно охватывать избирательный процесс в целом, а не только некоторые его аспекты, например, голосование или подсчет бюллетеней. Следовательно, наблюдатели должны принять дополнительные меры для мониторинга других этапов выборного процесса, уделив им соразмерное их важности внимание. Тогда впечатления, собранные за краткий срок в день выборов, не перевесят общие итоги наблюдений. В противном случае можно получить неверную характеристику выборов, особенно в течение нескольких дней после голосования.

Все вышеперечисленные элементы международного наблюдения за избирательным процессов излагаются в окончательных результатах и выводах международных Миссий по наблюдению за выборами.

На Президентских выборах Республики Узбекистан 24 октября 2021г. участвовали 28 долгосрочных наблюдателей от Миссии БДИПЧ ОБСЕ. Члены делегации были из Германии, Австрии, Беларуси, Польши, Молдовы, Словакии, Украины, Румынии, Грузии и Северной Македонии. Основная делегация Миссии СНГ, как и группа наблюдателей МПА СНГ также прибыли в Республику за долго до президентских выборов и охватили все аспекты мониторинга избирательного процесса.

По окончанию выборов в октябре 2021 года в Республике Узбекистан, большинство международных наблюдателей заявили, что выборы Президента Республики Узбекистан прошли в спокойной и мирной обстановке, с высокой явкой и соответствовали национальному законодательству Республики Узбекистан. Хотя были некоторые недостатки прошедшие выборы стали важным шагом для будущего развития демократических процессов в Узбекистане.

Выборы – это критически важный период в жизни страны, и международные наблюдатели могут оказать большое влияние на избирательный процесс. Их присутствие повышает уверенность избирателей в том, что их голоса будут учтены, и что выборы будут честными. А это, по сути, и является основой основ демократии.

 

 

ИРОДА УБАЙДУЛЛАЕВА

 

Ведущий консультант

Отдела международного сотрудничества

Центральной избирательной комиссии

Республики Узбекистан