• eye Специальные возможности
Подготовка к выборам: важное направление международного сотрудничества
22.05.2021
1479

 

Недавно директор Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Маттео Мекаччи посетил Узбекистан.

 

В ходе визита стало известно, что нашу страну посетит Миссия Бюро по оценке потребностей по подготовке к президентским выборам – важному политическому мероприятию, которое состоится в нашей стране в октябре этого года.

 

Международное наблюдение и международное признание

 

Участие международных организаций и иностранных наблюдателей имеет важное значение для проведения открытых и прозрачных демократических выборов. Наблюдение за выборами в большинстве стран является важным аспектом обеспечения политических прав человека.

 

В Избирательном кодексе Республики Узбекистан предусмотрено, что наблюдатели из других стран и международных организаций могут участвовать во всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, а также присутствовать на избирательных участках и при подсчете голосов в день выборов.

 

За прошедшие годы наблюдается рост числа  иностранных и международных наблюдателей на выборах: если на президентских выборах 2016 года участвовало 555 (296 в 2015 году) иностранных наблюдателей, то на парламентских выборах 2019 года их количество составило 825 (331 в 2014 году). Это свидетельствует о том, что выборы в Узбекистане проходят в контексте кардинальных изменений и демократических реформ, в условиях новой политической среды, которая привлекает все большее внимание международного сообщества.

 

В прошедших выборах приняли участие представители таких международных организаций, как Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, Организация исламского сотрудничества, Шанхайская организация сотрудничества, Содружество Независимых Государств, Парламентская ассамблея ОБСЕ, Межпарламентская ассамблея Содружества Независимых Государств, а также наблюдатели от законодательных и избирательных органов зарубежных стран.

 

Участвуя в выборах, наблюдатели собирают информацию для оценки текущего избирательного процесса, изучают избирательное законодательство и практику, а также оценивают деятельность избирательных комиссий.

 

Мандат Бюро

 

Одной из основных задач Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе является  защита прав человека и основных свобод, а также поддержка устойчивых демократических институтов и верховенства закона.

 

Государства-члены ОБСЕ бесспорно и справедливо считают, что вопросы человеческого измерения – это не внутреннее дело государства, они представляют собой предмет отдельного внимания со стороны государств-участников на международном уровне. В этих целях  государства –  члены ОБСЕ в 1990 году создали Бюро по свободным выборам (в Варшаве) для содействия контактам и обмену информацией о выборах в государствах-участниках. Бюро начало осуществлять меры по наблюдению за выборами в ограниченном масштабе.

 

С 1992 года данная структура была переименована в Бюро демократических институтов и прав человека. Его мандат расширился, и теперь в него стали    включать и другие аспекты человеческого измерения.

С 1994 года БДИПЧ начало осуществлять всестороннее  наблюдение за избирательным процессом – до начала выборов, во время выборов и в после выборный период.

 

В Хартии европейской безопасности, принятой на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году, государства-участники взяли на себя особое обязательство приглашать  БДИПЧ для наблюдения за выборами. В 2006 году в Брюсселе на заседании Совета министров государства-участники подтвердили мандат БДИПЧ по наблюдению за выборами.

 

Взаимное сотрудничество

 

Все более укрепляется сотрудничество Узбекистана с БДИПЧ ОБСЕ  во время избирательного процесса.

В результате такого сотрудничества особое внимание уделяется более широкому и полному обеспечению избирательных прав граждан путем дальнейшей демократизации национальной избирательной системы, гармонизации избирательного законодательства и практики с общепризнанными международными демократическими стандартами.

 

Это партнерство имеет 22-летнюю историю. С 1999 года миссия Бюро участвует в наблюдении за парламентскими и президентскими выборами в нашей стране. А это,  в свою очередь, оказывает влияние на проведение справедливых, честных и прозрачных выборов в Узбекистане в соответствии с общепризнанной и самой наилучшей практикой, в соответствии с обязательствами в сфере выборов, взятыми на себя нашей страной.

 

В данном направлении приемлемые рекомендации Миссии по наблюдению БДИПЧ ОБСЕ  по результатам каждых выборов имплементируются в избирательное законодательство и практику Узбекистана,  совершенствуется национальная правовая база выборов.

 

За прошедший период Узбекистан выполнил ряд рекомендаций Миссии БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами. Об этом наглядно свидетельствуют такие показатели, как систематизация законов и нормативно-правовых актов в сфере выборов с  объединением их в единый Избирательный кодекс, внедрение информационно-коммуникационных технологий в избирательный процесс.

 

Следует отдельно отметить роль БДИПЧ ОБСЕ  в процессе разработки и принятия Избирательного кодекса. В заключительном отчете Миссии БДИПЧ по наблюдению за внеочередными президентскими выборами 2016 года также содержалась рекомендация по рассмотрению вопроса гармонизации национального законодательства в сфере выборов. В этой связи принятие по инициативе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Избирательного кодекса стало важным шагом на пути к укреплению нашего национального законодательства и дальнейшему совершенствованию проведения демократических выборов, а также по дальнейшему повышению имиджа Узбекистана на международной арене.

 

При разработке кодекса использовались международные стандарты и передовой опыт ряда зарубежных стран в области выборов. Также проведена международная экспертиза проекта кодекса, получены рекомендации и соответствующее заключение БДИПЧ и Венецианской комиссии Совета Европы.

 

Что такое миссия по оценке потребностей?

 

В соответствии с правилами, установленными государствами-участниками ОБСЕ, БДИПЧ в пределах своих полномочий, связанных с избирательным процессом, оказывает помощь государствам-участникам в совершенствовании избирательного законодательства и его  применении. Бюро разрабатывает руководства по наблюдению за выборами, используемые наблюдателями, оценивает проведение выборов в соответствии с обязательствами ОБСЕ и другими международными стандартами демократических выборов и дают рекомендации.

 

Бюро может осуществлять наблюдение до начала выборов, во время выборов и в после выборный период. Наблюдение до начала выборов начинается с работы Миссии по оценке потребностей (МОП).

Обычно МОП направляется в страну за несколько месяцев до начала конкретных выборов  с целью оценить предвыборную обстановку, включая подготовку к выборам.

Основная задача миссии – выработка рекомендаций о целесообразности проведения мероприятий, связанных с выборами, и, если такие мероприятия необходимы, определение, какой именно их формат лучше всего отвечает выявленным потребностям. Срок работы МОП составляет несколько дней. В состав миссии входят сотрудники отдела по выборам БДИПЧ, а также другие специалисты.

 

В ходе визита МОП проводит встречи с представителями избирательных органов и органов государственной власти, политических партий, СМИ, институтов гражданского общества, с сотрудниками миссий ОБСЕ на местах, а также с представителями  дипломатических миссий государств-участников ОБСЕ и других соответствующих международных организаций и готовит рекомендации по деятельности, связанной с выборами.

 

В отчет МОП включаются рекомендации относительно конкретного формата, объема и масштаба того или иного мероприятия, связанного с выборами.

МОП может рекомендовать один из следующих  форматов деятельности, связанной с выборами: полномасштабная миссия по наблюдению за выборами; ограниченная миссия по наблюдению за выборами;  миссия по оценке выборов или же направление группы экспертов.

 

В отчете указывается число экспертов, необходимых для выполнения задач предполагаемой миссии, а также число долгосрочных и краткосрочных наблюдателей, которые могут быть запрошены у государств-участников в целях обеспечения всестороннего наблюдения.

 

В частности, на парламентские выборы 2019 года впервые в истории Узбекистана МОП БДИПЧ была приглашена за полгода до выборов.

В отчете МОП была дана позитивная оценка предвыборной обстановки и процесса подготовки к выборам, принятым в стране мерам для обеспечения их проведения свободными и демократичными.

 

В частности, в отчете МОП отдельно отмечается, что основанием для направления полномасштабной миссии является новый этап широкомасштабных реформ под руководством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в сфере экономики и государственного управления, включая либерализацию валютного регулирования, упрощение визового режима, сближение с соседями, освобождение ряда политзаключенных и реформы правоохранительной системы.

 

В отчете положительно рассматривается выполнение Узбекистаном ряда рекомендаций ОБСЕ: принятие Избирательного кодекса; исключение ограничения по участию в выборах отдельных категорий лиц, содержащихся в местах лишения свободы; упразднение института квотирования мест в Законодательной палате, что противоречило принципам прямых выборов, и других.

 

В связи с вышеизложенным МОП пришла к выводу о целесообразности направления полномасштабной Миссии БДИПЧ ОБСЕ для наблюдения за парламентскими выборами в Узбекистане.

 

В заключение следует отметить, что Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан готова к конструктивному и открытому диалогу с БДИПЧ ОБСЕ, а также будет широко и эффективно использовать текущее сотрудничество для проведения всех этапов подлинно  свободных, демократических и справедливых выборов.

 

Гулноза РАХИМОВА,

постоянный член Центральной избирательной комиссии

Республики Узбекистан