• eye Maxsus imkoniyatlar
Подготовка к выборам: важное направление международного сотрудничества
22.05.2021
1524
Яқинда Ўзбекистонга Европада хавфсизлик ва ҳамкорлик ташкилотининг (ЕХҲТ) Демократик институтлар ва инсон ҳуқуқлари бўйича бюроси (ДИИҲБ) директори Маттео Мекаччи ташриф буюрди. Ушбу ташриф давомида мамлакатимизда жорий йилнинг октябрь ойида бўлиб ўтадиган муҳим сиёсий тадбир – Президент сайловига тайёргарлик кўриш бўйича Бюронинг эҳтиёжларни баҳолаш миссияси юртимизга келиши маълум қилинди.

 

Недавно директор Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Маттео Мекаччи посетил Узбекистан.

 

В ходе визита стало известно, что нашу страну посетит Миссия Бюро по оценке потребностей по подготовке к президентским выборам – важному политическому мероприятию, которое состоится в нашей стране в октябре этого года.

 

Международное наблюдение и международное признание

 

Участие международных организаций и иностранных наблюдателей имеет важное значение для проведения открытых и прозрачных демократических выборов. Наблюдение за выборами в большинстве стран является важным аспектом обеспечения политических прав человека.

 

В Избирательном кодексе Республики Узбекистан предусмотрено, что наблюдатели из других стран и международных организаций могут участвовать во всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, а также присутствовать на избирательных участках и при подсчете голосов в день выборов.

 

За прошедшие годы наблюдается рост числа  иностранных и международных наблюдателей на выборах: если на президентских выборах 2016 года участвовало 555 (296 в 2015 году) иностранных наблюдателей, то на парламентских выборах 2019 года их количество составило 825 (331 в 2014 году). Это свидетельствует о том, что выборы в Узбекистане проходят в контексте кардинальных изменений и демократических реформ, в условиях новой политической среды, которая привлекает все большее внимание международного сообщества.

 

В прошедших выборах приняли участие представители таких международных организаций, как Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, Организация исламского сотрудничества, Шанхайская организация сотрудничества, Содружество Независимых Государств, Парламентская ассамблея ОБСЕ, Межпарламентская ассамблея Содружества Независимых Государств, а также наблюдатели от законодательных и избирательных органов зарубежных стран.

 

Участвуя в выборах, наблюдатели собирают информацию для оценки текущего избирательного процесса, изучают избирательное законодательство и практику, а также оценивают деятельность избирательных комиссий.

 

Мандат Бюро

 

Одной из основных задач Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе является  защита прав человека и основных свобод, а также поддержка устойчивых демократических институтов и верховенства закона.

 

Государства-члены ОБСЕ бесспорно и справедливо считают, что вопросы человеческого измерения – это не внутреннее дело государства, они представляют собой предмет отдельного внимания со стороны государств-участников на международном уровне. В этих целях  государства –  члены ОБСЕ в 1990 году создали Бюро по свободным выборам (в Варшаве) для содействия контактам и обмену информацией о выборах в государствах-участниках. Бюро начало осуществлять меры по наблюдению за выборами в ограниченном масштабе.

 

С 1992 года данная структура была переименована в Бюро демократических институтов и прав человека. Его мандат расширился, и теперь в него стали    включать и другие аспекты человеческого измерения.

С 1994 года БДИПЧ начало осуществлять всестороннее  наблюдение за избирательным процессом – до начала выборов, во время выборов и в после выборный период.

 

В Хартии европейской безопасности, принятой на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году, государства-участники взяли на себя особое обязательство приглашать  БДИПЧ для наблюдения за выборами. В 2006 году в Брюсселе на заседании Совета министров государства-участники подтвердили мандат БДИПЧ по наблюдению за выборами.

 

Взаимное сотрудничество

 

Все более укрепляется сотрудничество Узбекистана с БДИПЧ ОБСЕ  во время избирательного процесса.

В результате такого сотрудничества особое внимание уделяется более широкому и полному обеспечению избирательных прав граждан путем дальнейшей демократизации национальной избирательной системы, гармонизации избирательного законодательства и практики с общепризнанными международными демократическими стандартами.

 

Это партнерство имеет 22-летнюю историю. С 1999 года миссия Бюро участвует в наблюдении за парламентскими и президентскими выборами в нашей стране. А это,  в свою очередь, оказывает влияние на проведение справедливых, честных и прозрачных выборов в Узбекистане в соответствии с общепризнанной и самой наилучшей практикой, в соответствии с обязательствами в сфере выборов, взятыми на себя нашей страной.

 

В данном направлении приемлемые рекомендации Миссии по наблюдению БДИПЧ ОБСЕ  по результатам каждых выборов имплементируются в избирательное законодательство и практику Узбекистана,  совершенствуется национальная правовая база выборов.

 

За прошедший период Узбекистан выполнил ряд рекомендаций Миссии БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами. Об этом наглядно свидетельствуют такие показатели, как систематизация законов и нормативно-правовых актов в сфере выборов с  объединением их в единый Избирательный кодекс, внедрение информационно-коммуникационных технологий в избирательный процесс.

 

Следует отдельно отметить роль БДИПЧ ОБСЕ  в процессе разработки и принятия Избирательного кодекса. В заключительном отчете Миссии БДИПЧ по наблюдению за внеочередными президентскими выборами 2016 года также содержалась рекомендация по рассмотрению вопроса гармонизации национального законодательства в сфере выборов. В этой связи принятие по инициативе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Избирательного кодекса стало важным шагом на пути к укреплению нашего национального законодательства и дальнейшему совершенствованию проведения демократических выборов, а также по дальнейшему повышению имиджа Узбекистана на международной арене.

 

При разработке кодекса использовались международные стандарты и передовой опыт ряда зарубежных стран в области выборов. Также проведена международная экспертиза проекта кодекса, получены рекомендации и соответствующее заключение БДИПЧ и Венецианской комиссии Совета Европы.

 

Что такое миссия по оценке потребностей?

 

В соответствии с правилами, установленными государствами-участниками ОБСЕ, БДИПЧ в пределах своих полномочий, связанных с избирательным процессом, оказывает помощь государствам-участникам в совершенствовании избирательного законодательства и его  применении. Бюро разрабатывает руководства по наблюдению за выборами, используемые наблюдателями, оценивает проведение выборов в соответствии с обязательствами ОБСЕ и другими международными стандартами демократических выборов и дают рекомендации.

 

Бюро может осуществлять наблюдение до начала выборов, во время выборов и в после выборный период. Наблюдение до начала выборов начинается с работы Миссии по оценке потребностей (МОП).

Обычно МОП направляется в страну за несколько месяцев до начала конкретных выборов  с целью оценить предвыборную обстановку, включая подготовку к выборам.

Основная задача миссии – выработка рекомендаций о целесообразности проведения мероприятий, связанных с выборами, и, если такие мероприятия необходимы, определение, какой именно их формат лучше всего отвечает выявленным потребностям. Срок работы МОП составляет несколько дней. В состав миссии входят сотрудники отдела по выборам БДИПЧ, а также другие специалисты.

 

В ходе визита МОП проводит встречи с представителями избирательных органов и органов государственной власти, политических партий, СМИ, институтов гражданского общества, с сотрудниками миссий ОБСЕ на местах, а также с представителями  дипломатических миссий государств-участников ОБСЕ и других соответствующих международных организаций и готовит рекомендации по деятельности, связанной с выборами.

 

В отчет МОП включаются рекомендации относительно конкретного формата, объема и масштаба того или иного мероприятия, связанного с выборами.

МОП может рекомендовать один из следующих  форматов деятельности, связанной с выборами: полномасштабная миссия по наблюдению за выборами; ограниченная миссия по наблюдению за выборами;  миссия по оценке выборов или же направление группы экспертов.

 

В отчете указывается число экспертов, необходимых для выполнения задач предполагаемой миссии, а также число долгосрочных и краткосрочных наблюдателей, которые могут быть запрошены у государств-участников в целях обеспечения всестороннего наблюдения.

 

В частности, на парламентские выборы 2019 года впервые в истории Узбекистана МОП БДИПЧ была приглашена за полгода до выборов.

В отчете МОП была дана позитивная оценка предвыборной обстановки и процесса подготовки к выборам, принятым в стране мерам для обеспечения их проведения свободными и демократичными.

 

В частности, в отчете МОП отдельно отмечается, что основанием для направления полномасштабной миссии является новый этап широкомасштабных реформ под руководством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в сфере экономики и государственного управления, включая либерализацию валютного регулирования, упрощение визового режима, сближение с соседями, освобождение ряда политзаключенных и реформы правоохранительной системы.

 

В отчете положительно рассматривается выполнение Узбекистаном ряда рекомендаций ОБСЕ: принятие Избирательного кодекса; исключение ограничения по участию в выборах отдельных категорий лиц, содержащихся в местах лишения свободы; упразднение института квотирования мест в Законодательной палате, что противоречило принципам прямых выборов, и других.

 

В связи с вышеизложенным МОП пришла к выводу о целесообразности направления полномасштабной Миссии БДИПЧ ОБСЕ для наблюдения за парламентскими выборами в Узбекистане.

 

В заключение следует отметить, что Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан готова к конструктивному и открытому диалогу с БДИПЧ ОБСЕ, а также будет широко и эффективно использовать текущее сотрудничество для проведения всех этапов подлинно  свободных, демократических и справедливых выборов.

 

Гулноза РАХИМОВА,

постоянный член Центральной избирательной комиссии

Республики Узбекистан