В годы независимости в нашей стране принят ряд законов, уникальных по сущности и вобравших в себя особенности выборов различного уровня. Национальные законодательные акты о выборах, как и в большинстве развитых демократических государствах, совершенствуются и развиваются особенно в периоды между выборами. Это считается естественным поэтапным процессом. С одной стороны, являясь результатом происходящих в стране важных структурных демократических изменений, с другой стороны — сам этот процесс оказывает влияние на ход и содержание гуманных демократических реформ, осуществляемых в Узбекистане в сфере государственного и общественного строительства.
В течение последних пяти лет, при реализации широкомасштабных и последовательных реформ в целях построения нового демократического и свободного Узбекистана основное внимание уделяется широкому внедрению в жизнь конституционного принципа народовластия, расширению участия граждан в управлении государством и обществом, а также дальнейшему совершенствованию национального избирательного законодательства и практики, приведению его в соответствие с международными избирательными стандартами и опытом передовых демократических правовых государств. Ибо свободные и справедливые выборы являются важным и необходимым условием демократии.
Прошедшие в Узбекистане за последние годы выборы, а также изменения и новшества, внесенные в законодательство и практику выборов, ярко продемонстрировали, что в стране сформировалась новая политическая обстановка. В процессе выборов в парламент и местные Кенгаши народных депутатов, состоявшихся в декабре 2019 года впервые на основе Избирательного кодекса, приобретен важный положительный опыт. Также практика организации и проведения выборов поднялась на новый качественный уровень. Вместе с тем были выявлены некоторые недостатки и пробелы в законодательстве и практике выборов.
Проект закона, разработанный в целях устранения этих недостатков и пробелов, был принят после бурных обсуждений 8 февраля текущего года и направлен для исполнения. В свою очередь, важные изменения и дополнения внесены в Избирательный кодекс Республики Узбекистан. Затем нормы Избирательного кодекса, вобравшие в себя эти изменения, нужно было отразить в постановлениях, положениях и инструкциях Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, направленных на правовое регулирование процесса выборов. И в этом процессе рабочая группа еще раз проанализировала предложения и рекомендации, данные наблюдателями от авторитетных международных организаций, зарубежных и отечественных экспертов, ученых. В результате выяснилось, что имеется потребность в дальнейшем совершенствовании отдельных норм действующего Избирательного кодекса и их гармонизации с международными избирательными стандартами.
Обоснованные предложения рабочей группы, которые были сформулированы на основе анализа, предоставлены Законодательной палате Олий Мажлиса для рассмотрения в установленном порядке. И по инициативе группы депутатов нижней палаты парламента был разработан проект закона о внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс Республики Узбекистан. 1 июня этого года закон опубликован в печати. Данный закон, принятый по законодательной инициативе группы депутатов, стал еще одним важным шагом в последовательной либерализации и демократизации избирательного законодательства.
Согласно закону обозачено внесение изменений и дополнений в одиннадцать статей Избирательного кодекса.
В частности, в пяти статьях Кодекса — статьях 14, 20, 22, 101 и 102 — отменено рассмотрение жалоб на действия и решения нижестоящих избирательных органов вышестоящими избирательными органами. Установлено, что они могут быть рассмотрены только судами. Такой порядок соответствует и рекомендации Миссии наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации безопасности и сотрудничества в Европе, данной в заключительном отчете от 22 декабря 2019 года по парламентским выборам, — «с целью предотвращения повторных обращений и принятия противоречивых решений необходимо пересмотреть систему подачи обращений в два органа и подавать жалобы приоритетно только судам». Также это гармонично с гуманными реформами, осуществляемыми и судебно-правовой системе нашей страны.
В соответствии со статьей 21 действующего Избирательного кодекса состав окружной избирательной комиссии по выборам Президента Республики Узбекистан образуется Центральной избирательной комиссией в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и шести-восьми членов комиссии. А в соответствии со статьей 9 Избирательного кодекса избирательные округа по выборам Президента Республики Узбекистан образуется Центральной избирательной комиссией в границах Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.
Из этого видно, что по территории республики создаются 14 избирательных округов, и в каждом из них могут вести деятельность от 9 до 11 членов окружных избирательных комиссий.
В соответствии со статьей 22 Избирательного кодекса на окружную избирательную комиссию возложены такие важнейшие полномочия, как: осуществлять контроль за исполнением настоящего Кодекса на соответствующей территории; образовать избирательные участки и координировать деятельность участковых избирательных комиссий; информировать избирателей о месте нахождения избирательных участков; образовать участковые избирательные комиссии и публиковать сведения об их составе; обеспечивать равные условия кандидатам для участия в избирательной кампании; заслушивать сообщения представителей политических партий, иных общественных объединений, органов самоуправления граждан, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; наблюдать за составлением списков избирателей и представлением их для всеобщего ознакомления; устанавливать и передавать в Центральную избирательную комиссию результаты выборов по избирательному округу; рассматривать обращения избирателей и иных участников избирательного процесса и принимать по ним решения.
Если учесть, что в отдельных областях страны, к примеру, на территории каждой из Самаркандской, Ферганской, Ташкентской, Наманганской, Кашкадарьинской областей организуются и осуществляют деятельность более тысячи избирательных участков, нетрудно представить, насколько трудно избирательным комиссиям в составе 9-11 человек выполнять вышеперечисленные задачи по созданию избирательных участков и координации их деятельности. В целях восполнения этого пробела в Избирательном кодексе законодатели установили норму о том, что состав окружной избирательной комиссии может включать от 11 до 21 члена.
В статье 31 Избирательного кодекса установлено, что форма и текст избирательного бюллетеня по выборам Президента Республики Узбекистан, депутатов Законодательной палаты утверждаются Центральной избирательной комиссией; в избирательный бюллетень в алфавитном порядке вносятся фамилия, имя, отчество кандидата с указанием года рождения, занимаемой должности (рода занятий), места работы и политической партии, выдвинувшей его кандидатом; избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
Как известно, на мероприятиях предвыборной агитации, встречах с избирателями, проводимых политическим партиями, кандидатами и их доверенными лицами, дается подробная информация о кандидатах, в том числе о занимаемой должности (рода занятий) и месте работы. Также и на плакатах, которые издаются Центральной избирательной комиссией и доставляются на каждый избирательный участок почти за месяц до выборов, содержится полная информация о биографии и предвыборной программе кандидатов. Эти плакаты развешиваются на каждом избирательном участке и в день выборов.
Исходя из вышеизложенного, установлено, что в избирательный бюллетень в алфавитном порядке вносятся только фамилия, имя и отчество кандидата, год рождения и название выдвинувшей его политической партии. В результате сокращения информации, вносимой в избирательный бюллетень, создаются удобства для избирателей за счет отражения данных более крупным шрифтом, а также расширилась возможность обеспечения принципа равенства на выборах за счет предоставления одинаковой информации о кандидатах.
В статье 38 Избирательного кодекса было прописано, что избиратели вправе ставить подпись в поддержку одной или нескольких политических партий либо кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, при этом избиратель указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте восемнадцати лет — дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта, а также дату внесения подписи, и что указанные сведения вносятся рукописным способом.
Теперь, согласно внесенному дополнению, избиратели при внесении вышеназванных сведений могут указывать серию и номер паспорта или ID-карты. Это новшество вводится в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по внедрению системы оформления и выдачи идентификационных ID-карт в Республике Узбекистан» от 6 марта 2020 года. В этом документе предусмотрена выдача гражданам страны начиная с 1 января 2021 года ID-карты установленного образца вместо паспорта, и определено, что данная карта является документом, удостоверяющим личность и гражданство его владельца.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 205 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка организации и проведения массовых мероприятий» от 29 июля 2014 года установлено, что «Мероприятия общественно-политические и других видов, организуемые с участием 100 и более человек и предусматривающие совместное участие граждан, считаются массовыми мероприятиями, для проведения таких мероприятий требуется получение разрешительного документа от соответствующих полномочных государственных органов». Согласно этому требованию, сформировалось понятие, что разрешительный документ от соответствующих полномочных государственных органов должны получать и политические партии, кандидаты или их доверенные лица в период избирательной компании для проведения агитационных мероприятий и встреч с кандидатами. В частности, в заключительном отчете Миссии наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ от 22 декабря 2019 года по парламентским выборам рекомендовано «Принять закон, соответствующий международным стандартам по проведению массовых мероприятий в период предвыборной агитации, внедрив в нем систему оповещения соответствующих государственных органов для мероприятий в период предвыборной агитации».
По этой причине статья 48 Избирательного кодекса дополнена частью третьей следующего содержания: Массовые мероприятия, такие как встречи с избирателями, проводятся с письменным уведомлением соответствующих районных (городских) хокимиятов о месте и времени их проведения не менее чем за три дня.
В статье 58 Избирательного кодекса имеется норма:
Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии и заносятся в протокол, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, другими членами избирательной комиссии. После этого протокол оглашается председателем или заместителем председателя участковой избирательной комиссии, и копия данного протокола незамедлительно вывешивается в помещении участковой избирательной комиссии для всеобщего ознакомления на срок не менее чем сорока восьми часов.
Копия протокола участковой избирательной комиссии представляется в соответствующую окружную избирательную комиссию посредством использования информационно-коммуникационных технологий, а подлинник доставляется нарочно председателем или его заместителем в сопровождении работников органов внутренних дел.
Согласно статье 95 Избирательного кодекса, результаты выборов по округу определяются на основании представленных протоколов участковых избирательных комиссий, они определяются на заседании окружной избирательной комиссии и заносятся в протокол, затем протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, другими членами комиссии и представляется в соответствующую избирательную комиссию. Однако, в отличие от участковой избирательной комиссии, здесь не было предусмотрено такое требование, чтобы копию данного протокола незамедлительно вывесить в помещении окружной избирательной комиссии для всеобщего ознакомления на срок не менее чем сорока восьми часов.
Поэтому законодателями устранен и этот пробел в Кодексе. Теперь установлено, что копия протокола незамедлительно вывешивается в помещении окружной избирательной комиссии для всеобщего ознакомления на срок не менее чем сорока восьми часов.
Для справки надо отметить, что в «Индексе демократии» стран мира, составляемом британской исследовательской организацией «The Economist Intelligence Unit» Узбекистан по состоянию на 2019 год занял 157-е место среди 165 государств. Поэтому в Указе Президента «Об улучшении позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах, а также внедрении нового механизма системной работы с ними в государственных органах и организациях» от 2 июня 2020 года обозначена задача — поднять рейтинг Узбекистана по направлению данного индекса «12.1 – Направление избирательного процесса и плюрализма» в шесть раз до 2022 года.
Подводя итог, можно сказать, что внесенные в избирательное законодательство изменения станут важным фактором в дальнейшем улучшении места нашей страны в международных рейтингах, дальнейшей демократизации национального избирательного законодательства и поднятии практики выборов на качественно новый уровень, активном участии граждан в демократических гласных выборах и свободном волеизъявлении.
Открытые демократические выборы дают возможность реализовать политический потенциал граждан. Положительные изменения, направленные на повышение эффективности демократических процессов укрепляют веру в завтрашний день и поднимают дух людей. Согласно международным правилам, «Каждый избиратель заботится о своей свободе». А значит, каким будет завтрашний день, непосредственно зависит от политического сознания каждого из нас, от избирательной системы и от того, как мы можем пользоваться своими правами и эффективно выполнять свой гражданский долг. Только тогда принципы демократических выборов станут гарантией прогресса.
Худоёр МАМАТОВ,
руководитель Секретариата Центральной избирательной комиссии, доктор юридических наук, профессор.