Учитывая важность участия наблюдателей, в том числе представителей иностранных государств и миссий наблюдателей от международных организаций, в обеспечении открытости и прозрачности выборов, Узбекистан направил приглашение целому ряду авторитетных международных организаций, а также представителям из более 45 стран мира.
К настоящему времени аккредитованы 380 иностранных (международных) наблюдателей. Всего ожидается участие более 750 международных наблюдателей.
С 15 сентября т.г. БДИПЧ ОБСЕ развернуло Миссию наблюдателей за выборами в Узбекистане в составе основной группы из 11 наблюдателей, базирующаяся в г.Ташкенте, и с 24 сентября - 28 долгосрочных наблюдателей, распределенных по всем регионам страны. Кроме этого, ожидается прибытие 250 краткосрочных наблюдателей для наблюдения в день голосования.
С момента начала наблюдения за процессом подготовки к выборам, деятельностью политических партий в период избирательной кампании, проведением предвыборной агитации, уровнем открытости и доступности информации для всех участников выборов, Миссия БДИПЧ ОБСЕ опубликовала промежуточный отчет по наблюдению за предстоящими выборами Президента Республики Узбекистан по результатам изучения избирательного законодательства и его применения на практике.
В отчете отмечается осуществленная работа по совершенствованию выборного законодательства и избирательной практики, а также реформы в различных сферах общественно-политической и социально-экономической жизни страны.
В частности, говорится, что «президентские выборы, намеченные на 24 октября, проходят на фоне продолжающейся реализации Программы реформ в социальной, экономической и политической сферах под девизом «Новый Узбекистан», инициированных Президентом Шавкатом Мирзиёевым.
В Промежуточном отчете особо подчеркивается, что «избирательная правовая база находится в процессе реформирования» и обращается внимание на следующие положительные изменения:
требование о необходимости согласования политическими партиями с местными органами власти проведения массовых мероприятий с участием избирателей за 30 дней заменено на уведомление не менее чем за три дня;
введён запрет на использование государственными служащими своего положения во время предвыборной агитации в пользу или против любой политической партии или кандидата;
усилены меры по обеспечению целевого расходования средств, выделяемых партиям, и прозрачности их использования;
предусмотрено право граждан обращаться с жалобами на решения избирательных комиссий исключительно в суд. Ранее граждане были вправе обращаться также в вышестоящие избирательные комиссии, что увеличивало риски затягивания, а также беспристрастного и объективного рассмотрения споров;
разрешено голосование за рубежом без предварительной консульской регистрации, а также созданы возможности досрочного голосования, голосования с помощью переносных урн.
Особо подчеркнута деятельность ЦИК по подготовке и проведению выборов, информированию избирателей:
приветствуется проведение среди населения широкой информационно-разъяснительной кампании с использованием различных форматов и методов подачи информации, включая видеоролики и графические материалы в соцсетях;
отмечается разработка интерактивного мобильного приложения с данными геолокации всех избирательных участков, проведение каскадного обучения членов избирательных комиссий, принятие мер по профилактике COVID-19 в день выборов;
открытость заседаний ЦИК для общественности.
Наряду с положительными изменениями, Миссия наблюдателей также отмечает некоторые недостатки. В частности, отсутствие права независимых кандидатов баллотироваться в президенты, возможность граждан наблюдать за выборами, предвыборные платформы, которые сосредоточены на общих вопросах улучшения социально-экономической ситуации, предоставления государственных услуг, здравоохранения, образования, правосудия и охраны экологии, без акцента на более доминирующую для партии сферу, ограничение в деятельности СМИ и др.
Международное наблюдение за выборами является значимым институтом в дальнейшем совершенствовании демократических ценностей, соблюдения избирательных принципов и стандартов, которые способствуют повышению авторитета национального избирательного процесса.
Центральная избирательная комиссия выражает готовность к сотрудничеству с международными партнерами по дальнейшему совершенствованию избирательного законодательства и практики.