• eye Специальные возможности
Новый подход в формировании списка избирателей
27.01.2022
1017
27 января в Центральной избирательной комиссии состоялось очередное заседание рабочей группы по совершенствованию избирательного законодательства и процесса защиты персональных данных.

Составление списка избирателей имеет значимое место в обеспечении всеобщего равного, прямого избирательного права граждан, реализации международных избирательных стандартов. Регистрация избирателей является основным  инструментом для идентификации и регистрации избирателей, имеющих право голоса.

На мероприятии, в котором приняли участие руководство Центральной избирательной комиссии, министерств юстиции, по развитию информационных технологий и коммуникаций,   Государственного центра персонализации и других профильных министерств и ведомств, рассмотрены предложения и рекомендации по разработке соответствующего законопроекта по дальнейшему совершенствованию избирательного законодательства и обеспечению защиты персональных данных граждан.

Следует отметить, что основной целью разработки проекта документа является обеспечение безопасности персональных данных граждан, включенных в списки избирателей, которые будут вывешиваться в зданиях избирательных участков во время проведения выборов различного уровня, а также совершенствование  правовых норм.

Как отмечалось на заседании, при разработке законопроекта изучена законодательная практика работы с данными, удостоверяющими личность избирателей, таких стран как Австралия, Нидерланды, Азербайджан, Россия, Кыргызстан, Казахстан, Эстония и Япония.

При регистрации избирателя в Австралии его фамилия, имя и адрес включаются в федеральный список избирателей. Если гражданин в целях  своей безопасности или его членов семьи не желает, чтобы его адрес был включен в список избирателей, то может подать заявление о регистрации в качестве избирателя без раскрытия своих личных данных.

В Нидерландах списки избирателей на избирательных участках не составляются. Не позднее чем за 14 дней до дня голосования власти направляют каждому зарегистрированному избирателю личную избирательную карту по почте, которое необходимо предъявить в помещении для голосования вместе с документом, удостоверяющим личность, после получения избирательного бюллетеня.

Постоянный список избирателей в Азербайджане утверждается участковой избирательной комиссией по каждому избирательному участку до 30 мая каждого года по форме, установленной Центральной избирательной комиссией, и обновляется не менее чем за 25 дней до дня голосования.

В день выборов не допускается внесение дополнений или изменений в список избирателей, а также опубликование его в печати, но список избирателей размещается на соответствующем веб-сайте Центральной избирательной комиссии в установленном порядке. При этом адреса избирателей не указываются.

Если избиратель умышленно был включен более чем в один список избирателей он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Республики Азербайджан.

В Российской Федерации для включения гражданина в список избирателей конкретного избирательного участка основой определения места его жительства становятся сведения об избирателе, зарегистрированный органами регистрации граждан Российской Федерации в установленном порядке на территории данного избирательного участка.

Избиратели, не имеющие места жительства в Российской Федерации, могут воспользоваться механизмом мобильного избирателя для голосования на выборах депутатов Государственной Думы по Федеральному избирательному округу. А избиратели, зарегистрированные по месту жительства, могут  проголосовать в одномандатном округе, если место жительства находится на территории этого округа.

Механизм «Мобильные избиратели» дает возможность избирателям проголосовать в день выборов, если даже их местонахождение не соответствует месту регистрации, но они находятся в избирательном округе.

Избиратели, временно находящиеся по месту жительства в день (дни) голосования, могут обратиться с заявлением о включении в список избирателей в установленном порядке. Избиратель может подать заявление о включении в список избирателей по месту жительства через Портал государственных услуг или через Территориальную избирательную комиссию или Многофункциональный центр государственного и коммунального обслуживания.

В Кыргызстане списки избирателей составляются на основании персональных данных (в том числе биометрических), внесенных в Единый государственный реестр населения, с учетом границ избирательных участков. Формирование, ведение и обновление Единого государственного реестра населения осуществляются уполномоченным государственным органом.

В случае выявления ошибки или неточности в первоначальном списке избирателей каждый избиратель имеет право обратиться в соответствующую участковую избирательную комиссию с копией документов, подтверждающих его личность, не менее чем за 15 календарных дней до дня голосования, в течение которого избиратель проходит биометрическую идентификацию.

Второй экземпляр окончательного списка избирателей на бумажном носителе по каждому избирательному участку, предназначенный для вывешивания, не должен содержать сведений о месте жительства избирателей, включенных в окончательный список.

Исправление, копирование, разглашение персональных данных, содержащихся в окончательных списках избирателей влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством.

В Республике Казахстан основанием для включения гражданина в список избирателей является регистрация избирателей по месту жительства на территории избирательного участка, органами, уполномоченными на осуществление регистрации граждан по месту жительства, являются органы юстиции.

Инспектор Регистра народонаселения Эстонии организует составление списка избирателей на основании данных переписи и направляет его в Государственную избирательную комиссию не позднее 25 дней до дня выборов. Регистратор населения регистрирует, подготавливает и направляет информационный лист о выборах не менее чем за 10 дней до выборов.

Информационный лист будет отправлен в электронном виде избирателям, зарегистрированным на портале данных Эстонии или на адрес электронной почты, отмеченный в переписи. По законодательству данного государства не предусмотрено вывешивать список избирателей в здании участка.

В Японии основным условием осуществления активного избирательного права является включение избирателя в список избирателей. Здесь считается обязательным периодическое составление списков избирателей.

Личная информация избирателей проверяется ежеквартально в марте, июне, сентябре и декабре, а также перед каждыми выборами. Списки избирателей составляются и хранятся муниципальными избирательными комиссиями.

В целях точного ведения списка избирателей Центральная избирательная комиссия изучает оптимальные сроки приостановки внесения изменений в список избирателей.

Отмечено, что практика прекращения внесения изменений в единый электронный список избирателей за несколько дней до выборов широко используется в законодательстве зарубежных стран. В частности, в Литве списки избирателей приостанавливаются  за 7 дней до выборов, во Франции - за 5 дней, в Южной Корее и Швеции - за 12 дней, в Дании - 15 дней, в Германии - 16 дней, в Латвии - 18 дней.

На заседании, основываясь на избирательное законодательство развитых правовых демократических государств, предложено дополнить нормой статью 28 Избирательного кодекса Республики Узбекистан «Участковая избирательная комиссия используют предварительные списки избирателей для его уточнения путем проведения подворового обхода населения. Этот список запрещается фотографировать, снимать на видео или иным образом воспроизводить или распространять, в том числе открыто размещать для ознакомлениядругих в сети Интернет и социальных сетях». А также статью 29 Избирательного кодекса «Список будет вывешиваться на стендах в здании участковой избирательной комиссии в удобных для ознакомления местах. В этом списке не указывается адрес места проживания избирателей»

На мероприятии были изучены предложения и рекомендации по проекту документа, определено в ближайшее время вынести его на общественное обсуждение.

 

Пресс-служба  Центральной избирательной комиссии