Необходимо отметить, что опубликованный Итоговый отчет МНВ БДИПЧ является достаточно серьезным документом как по объему, так и по содержанию. ЦИК с привлечением всех участников избирательного процесса, экспертов, специалистов, институтов гражданского общества, ученых и практиков в ближайшее время будет проведен его обстоятельный анализ.
В Итоговом отчете содержатся оценки прошедшей избирательной кампании и анализ мер, принимаемых Узбекистаном и направленных на продолжение работы по совершенствованию избирательного процесса с учётом рекомендаций БДИПЧ.
ЦИК считает, что Итоговый отчет можно рассматривать как основу для дальнейшего диалога и конструктивного взаимодействия с БДИПЧ ОБСЕ в избирательной сфере.
В этом контексте важно подчеркнуть все более укрепляющееся сотрудничество Узбекистана с БДИПЧ ОБСЕ во время избирательного процесса. С 1999 года Миссия Бюро участвует в наблюдении за парламентскими и президентскими выборами в нашей стране. А это, в свою очередь, оказывает влияние на проведение справедливых, честных и прозрачных выборов в Узбекистане в соответствии с общепризнанной и самой наилучшей практикой, обязательствами в сфере выборов, взятыми на себя нашей страной.
В результате конструктивного сотрудничества особое внимание уделяется более широкому и полному обеспечению избирательных прав граждан путем дальнейшей демократизации национальной избирательной системы, гармонизации избирательного законодательства и практики с общепризнанными международными стандартами демократических выборов.
Об этом наглядно свидетельствуют такие показатели, как систематизация законов и других нормативно-правовых актов в сфере выборов с их кодификацией в единый Избирательный кодекс, внедрение информационных и коммуникационных технологий в избирательный процесс и ряд других нововведений.
Таким образом избирательные кампании и их оценка МНВ БДИПЧ и другими международными и зарубежными экспертами, каждый раз отмечавшими определенный прогресс демократических преобразований в сфере организации и проведения выборов, оказали значительное влияние на формирование и развитие демократической избирательной системы нашего государства.
В этом отношении важное значение имеет также избирательная кампания по выборам Президента Республики Узбекистан 2021 года.
За выборами в Узбекистане наблюдали общими усилиями БДИПЧ ОБСЕ, Парламентская ассамблея ОБСЕ и Европейский парламент. Делегации Парламентской Ассамблеи ОБСЕ и Европейского парламента в день выборов присоединились к МНВ БДИПЧ, сформировав таким образом Международную миссию по наблюдению за выборами (ММНВ) из 365 наблюдателей от 44 стран.
Для наблюдения за выборами Президента Республики Узбекистан Парламентская Ассамблея ОБСЕ впервые направила представительную делегацию в составе около 100 парламентариев из 27 стран, а также Президента Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Маргареты Седерфельт и Генерального секретаря Роберто Монтеллы.
В первый раз в наблюдении за выборами в Узбекистане участвовала делегация Европейского парламента.
Все это свидетельствует о признании и поддержке БДИПЧ ОБСЕ курса демократических реформ, осуществляемых в последние годы в стране в рамках Стратегии действий.
В Итоговом отчете сделан вывод о том, что выборы проходили на фоне продолжающейся реализации, инициированной Президентом Узбекистана, стратегии реформ в социальной и экономической, политической и правовой сферах под девизом «Новый Узбекистан».
Признается, что за последние годы Узбекистан достиг значительного прогресса в процессе подготовки и проведения выборов, кардинального реформирования избирательного законодательства, которые способствовали имплементации рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ.
Приветствуется усиление гарантий беспрепятственного проведения предвыборной агитации, положительно оцениваются меры по исключению фактов использования административного ресурса, отмечается укрепление гарантий правовой защиты избирательных прав.
Высокая оценка даётся деятельности ЦИК по подготовке и проведению выборов: «Подготовка к выборам была проведена эффективно и профессионально», говорится в отчете. Подчёркивается, что, несмотря на проблемы, связанные с COVID-19, ЦИК организовала свою деятельность профессионально, качественно и эффективно в сроки, предусмотренные законодательством.
Положительно оценивается открытость избирательной кампании. Отмечается, что впервые все заседания ЦИК были открыты для широкой общественности и транслировались в режиме онлайн, а её решения немедленно публиковались на веб-сайте комиссии, проводились регулярные прямые видеоконференции с окружными избирательными комиссиями.
Положительную оценку также получили меры по созданию благоприятных условий для лиц с ограниченными возможностями. «По закону все избирательные участки должны быть доступны для избирателей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и ЦИК приняла меры по облегчению доступа лиц с различного рода ограниченными возможностями к голосованию на всех избирательных участках, включая возможность избирателю воспользоваться помощью другого лица по своему выбору, оборудование избирательных участков пандусами, приспособление кабин для голосования под инвалидные коляски, а также обеспечение шаблонами Брайля и увеличительными стеклами», - говорится в итоговом отчете.
Отмечается доступность агитационных мероприятий для лиц с ограниченными возможностями. На некоторых из этих встреч использовался язык жестов (сурдоперевод), в том числе по видеосвязи.
«ЦИК организовала всестороннюю и инклюзивную кампанию по информированию избирателей, в том числе на языках меньшинств, задолго до дня выборов. Было введено несколько положений, облегчающих доступ инвалидов», - отмечается в отчете.
Мониторинг средств массовой информации МНВ БДИПЧ установил, что кампания по активному участию в голосовании проводилась на девяти языках. Предвыборные материалы, в том числе относящиеся к избирательному законодательству и постановлениям ЦИК, публиковались на узбекском, русском и каракалпакском языках, а также распространялись в Интернете на казахском, кыргызском, таджикском и туркменском языках.
Миссия отмечает, что процесс голосования проходил спокойно и упорядоченно, ЦИК в течение дня периодически информировал общественность о промежуточных результатах волеизъявления граждан. На всех избирательных участках присутствовали наблюдатели от политических партий и органов самоуправления граждан. За выборами также наблюдали в целом около 1 000 наблюдателей от международных организаций и зарубежных стран. Процесс голосования широко освещали 1 672 аккредитованных зарубежных и местных СМИ. Это способствовало открытости и гласности избирательного процесса.
Для проведения выборов в стране было образовано 10 761 избирательный участок. ММНВ наблюдала за ходом голосования на 1 267 избирательных участках. Из них лишь на 139 (11 %) избирательных участках отмечены негативные моменты, связанные с процессом голосования.
Вместе с тем, в отчете также указывается на недостатки, связанные с избирательным процессом. По мнению ЦИК отдельные недостатки могут не являться таковыми в силу особенностей законодательного регулирования и практики, региональных, национальных и культурных предпосылок.
БДИПЧ ОБСЕ, выражая готовность технической поддержки Узбекистану в дальнейшем совершенствовании избирательного процесса, в Итоговом отчете предложило ряд рекомендаций. ЦИК выражает надежду, что данные рекомендации будут всесторонне рассмотрены совместно с БДИПЧ ОБСЕ, по результатам которых будут выработаны предложения по дальнейшему развитию избирательного законодательства и повышению эффективности избирательной практики в Узбекистане, в том числе в рамках реализации соответствующих приоритетных задач, определенных в Стратегии развития нового Узбекистана на 2022 - 2026 годы.
Центральная избирательная комиссия высоко оценивает уровень сложившихся с БДИПЧ ОБСЕ партнерских отношений и выражает уверенность в том, что взаимовыгодное сотрудничество будет плодотворным и найдет положительное отражение в избирательной практике нашей страны.
Центральная избирательная комиссия
Республики Узбекистан