• eye Специальные возможности
ВАЖНАЯ ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
10.06.2022
1493
Недавно Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безапасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) на своём официальном сайте опубликовало Заключительный отчет Миссии по наблюдению за выборами (МНВ) БДИПЧ на выборах Президента Республики Узбекистан, состоявшихся 24 октября 2021 года. В связи с этим ожидается визит делегации БДИПЧ ОБСЕ в Узбекистан.

Рекомендации, визит и презентация

Впервые в истории национальных выборов в наблюдении за прошедшими в 2021 году выборами Президента Узбекистан приняла участие делегация БДИПЧ ОБСЕ,  Парламентской Ассамблеи ОБСЕ и Европейского парламента. В день выборов к МНВ БДИПЧ присоединились делегации Парламентской Ассамблеи ОБСЕ и Европейского парламента и таким образом была сформирована Международная миссия по наблюдению за выборами, в которой были  задействованы 365 наблюдателей из 44 стран.

В этой связи следует подчеркнуть, что  и представительная делегация Парламентской Ассамблеи ОБСЕ в составе около 100 парламентариев из 27 стран, а также Президента Парламентской Ассамблеи ОБСЕ и Генерального секретаря, и делегация Европейского парламента впервые наблюдали за выборами Президента Республики Узбекистан.

В соответствии с методологией БДИПЧ ОБСЕ работа бюро по результатам наблюдения за выборами осуществляется непосредственно в послевыборный период. Поствыборное сотрудничество БДИПЧ с государством-участником ОБСЕ состоит из трех основных направлений, а именно, включает в себя публикацию и представление итогового отчета и продолжение дальнейшей работы на основе предложенных рекомендаций.

22 апреля текущего года БДИПЧ ОБСЕ распространило  Заключительный отчет МНВ БДИПЧ по выборам Президента Республики Узбекистан 2021 года.

Представление итогового отчета является действенным механизмом перехода от мониторинга к содействию государствам-участникам в дальнейшей работе по выполнению рекомендаций.

Направляя итоговый отчет государству-участнику, БДИПЧ выражает готовность посетить эту страну, чтобы на месте представить свой отчет и обсудить содержащиеся в нем рекомендации.

Обычно делегацию БДИПЧ, представляющую итоговый отчет, возглавляет руководитель соответствующей миссии по наблюдению за выборами, один из членов руководства или директор БДИПЧ. Такой визит в страну происходит через 3-9 месяцев после выборов.

В ходе визита проводится официальная презентация итогового отчета для ряда ответственных лиц, обсуждаются его выводы и рекомендации. Кроме того возможно проведение двусторонних, парламентских встреч, брифингов и круглых столов.

Подобные визиты дают возможность эффективно общаться с официальными лицами, прояснять некоторые вопросы и обсуждать возможные пути совместной работы для выполнения рекомендаций БДИПЧ. Среди них также и подготовка комментариев к национальному законодательству, экспертных заключений по нормативно-правовой базе о выборах, организация экспертных совещаний и круглых столов, технические консультации.

 

 Совершенствование и развитие

Итоговый отчет является важной основой для дальнейшего диалога и эффективного сотрудничества с БДИПЧ ОБСЕ в сфере выборов. Одной из основных частей отчета являются рекомендации, направленные на совершенствование правовой базы и практики будущих выборов. Они предназначены для рассмотрения органами, ответственными за организацию выборов, органами государственной власти и управления, а также политическими партиями, средствами массовой информации, гражданским обществом и другими заинтересованными сторонами.            Как правило рекомендации включают в себя предложения о том, какие изменения можно внести исходя из обязательств ОБСЕ и других международных обязательств и стандартов. Некоторые из них могут быть направлены на внесение изменений в действующее законодательство, другие – на дальнейшее совершенствование практики проведения выборов.            В этом контексте важно подчеркнуть, что БДИПЧ    осуществляло наблюдение практически за всеми избирательными кампаниями общегосударственного масштаба, проходившими в Узбекистане, начиная с 1999 года.             Наша страна неуклонно придерживается политики открытости для международных контактов, в том числе и в вопросах совершенствования выборного законодательства и избирательной практики. В связи с чем абсолютно закономерно, что мы все эти годы активно сотрудничаем с БДИПЧ и приглашаем его миссии для наблюдения за выборами.           В плане эффективного сотрудничества особое внимание уделяется более широкому и полному обеспечению избирательного права граждан путем дальнейшей демократизации национальной избирательной системы, гармонизации избирательного законодательства и практики с общепризнанными международными демократическими стандартами в сфере выборов.

По итогам наблюдения за каждой из избирательных кампаний в национальное избирательное законодательство и практику внедряются приемлемые рекомендации, отраженные в итоговых отчетах, совершенствуется национальная правовая база проведения выборов.

За последние годы Узбекистан поэтапно выполнил ряд рекомендаций БДИПЧ по наблюдению за выборами. Об этом наглядно свидетельствуют такие показатели, как систематизация законов и других нормативно-правовых актов в сфере выборов с их кодификацией в единый Избирательный кодекс, внедрение информационных и коммуникационных технологий в избирательный процесс и ряд других нововведений в 2018-2019 годах.

При координации ЦИК с участием заинтересованных министерств и ведомств, институтов гражданского общества проведена последовательная работы по дальнейшему совершенствованию избирательного законодательства и практики на основе Итогового отчета БДИПЧ по результатам наблюдения за парламентскими выборам 2019 года.

В своем итоговом отчете БДИПЧ выразило готовность оказать содействие Узбекистану в совершенствовании избирательного процесса и представило 32 рекомендации.

Был принят ряд организационно-практических мер по анализу  рекомендаций итогового отчета, своевременному их обобщению, а также их применению в избирательном законодательстве  и практике Узбекистана, а также обеспечению имплементации приемлемых рекомендаций в национальное законодательство.

Глава государства в своем Послании Олий Мажлису в конце  2020 года в связи с проведением в 2021 году выборов Президента в качестве приоритетных задач, стоящих перед  Центральной избирательной комиссии, четко обозначил необходимость организации предстоящих выборов на основе национального законодательства и общепризнанных международных демократических принципов.

При этом в Обращении особо акцентировано внимание на продолжение работы по имплементации приемлемых рекомендаций международных наблюдателей на прошедших выборах в национальное законодательство и практику. Эти приоритеты подробно отражены в Государственной программе на 2021 год.

С начала 2021 года были приняты два важных закона, призванных еще больше приблизить национальное избирательное законодательство к международным избирательным стандартам, выполнить рекомендации итогового отчета и усовершенствовать избирательное законодательство.

Так, в соответствии с Законом от 8 февраля 2021 года  «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием избирательного законодательства» были внесены важные изменения и дополнения в Конституцию Республики Узбекистан, Конституционный закон «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти», Закон «О финансировании политических партий», Избирательный кодекс, то согласно Закону  от 31 мая 2021 года «О внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс Республики Узбекистан» были внесены изменения и дополнения в одиннадцать статей Избирательного кодекса.

Вместе с этим, следует отметить принятие целого ряда и других законодательных актов, которые непосредственно связаны с выполнением рекомендаций, изложенных в Итоговом отчете.

В частности, 15 октября 2020 года принят Закон «О правах лиц с инвалидностью», который вступил в силу в январе 2021 года. Законом от 25 декабря 2020 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности» внесены изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс об административной ответственности, предусматривающие либерализацию уголовного наказания за оскорбления и клевету (отмена наказания в виде лишения свободы), 7 июня 2021 года принят Закон о ратификации Конвенции о правах инвалидов (Нью-Йорк, 13 декабря 2006 г.).

Важное значение для надлежащего выполнения рекомендаций БДИПЧ имеет также разработка ЦИК ряда нормативно-правовых актов, в т.ч. в новой редакции, по подготовке и проведению президентских выборов. Данные положения, инструкции учитывают ряд рекомендаций итогового отчета.

Таким образом из 32 рекомендаций итогового отчета БДИПЧ ОБСЕ по результатам наблюдения за парламентскими выборами принята 21 рекомендация.

 

Высокий эффект системной работы

В подписанном Главой государства Указе «О новой стратегии развития Узбекистана на 2022–2026 годы» и Государственной программе «Год обеспечения интересов человека и развития махалли» предусмотрена реализация мероприятий по вопросам дальнейшего совершенствования избирательного законодательства и практики. Это  совершенствование Единого электронного списка избирателей и Информационной системы управления избирательным процессом, а также   дальнейшее повышение авторитета избирательной системы.

В настоящее время в ЦИК функионирует рабочая группа из представителей МВД, Агентства по кадастру, Государственного центра персонализации и других профильных министерств и ведомств и вторая группа – сотрудники ЦИК, которые занимаются вопросами изучения практики организации деятельности выборных органов зарубежных избирательных органов. По результатам будут разработаны предложения по совершенствованию избирательного законодательства и разработаны соответвствующие нормативно-правовые акты.

Таким образом избирательные кампании и их оценка миссиями БДИПЧ по наблюдению за выборами, другими международными и зарубежными экспертами оказывают существенное влияние на формирование и развитие демократической избирательной системы нашего государства.

В частности, согласно выводам опубликованного Заключительного отчета по итогам наблюдения за выборами 2021 года выборы проходили на фоне продолжающейся реализации, инициированной Президентом Узбекистана, стратегии реформ в социальной и экономической, политической и правовой сферах под девизом «Новый Узбекистан». Признается, что за последние годы Узбекистан достиг значительного прогресса в процессе подготовки и проведения выборов, кардинального реформирования избирательного законодательства, которые способствовали имплементации рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ.

Дается высокая оценка деятельности ЦИК по подготовке и проведению выборов, подчёркивается, что, несмотря на проблемы, связанные с COVID-19, ЦИК организовала свою деятельность профессионально, качественно и эффективно в сроки, предусмотренные законодательством.

Положительно оценивается открытость избирательной кампании, меры по созданию благоприятных условий для лиц с ограниченными возможностями и ряд других аспектов организации и проведения выборов.

В документе также отмечены и некоторые замечания, связанные с избирательным процессом. Вместе с тем, по мнению ЦИК, отдельные недостатки могут не являться таковыми в силу особенностей законодательного регулирования и практики, региональных, национальных и культурных предпосылок.

БДИПЧ в Заключительном отчете представило 24 рекомендации и  выразило готовность всесторонней  поддержки Узбекистану в дальнейшем совершенствовании избирательного процесса.

В связи с этим была создана межведомственная рабочая группа для детального анализа заключительного отчета, изучения содержащихся в нем рекомендаций и выработки предложений по их реализации. В состав рабочей группы вошли все участники избирательного процесса, эксперты и специалисты, представители политических партий, институтов гражданского общества, ученые и практики.

К изучению итогового документа также привлечены  международные эксперты от Программы развития ООН, Международного фонда избирательных систем (IFES), Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане. Ими оказано содействие в проведении сравнительного анализа отчета с универсальными документами ООН, ОБСЕ и другими актами международного права, определяющими стандарты демократических и свободных выборов, а также с сопоставлением с международной практикой.

В ходе предстоящего визита делегации БДИПЧ ОБСЕ состоится всестороннее рассмотрение рекомендаций Заключительного отчета. Совместная работа по дальнейшему развитию избирательного законодательства и повышению эффективности избирательной практики Узбекистана будет продолжена.

В заключение следует отметить, что в Узбекистане проводится большая работа по эффективному использованию необходимых возможностей для реализации рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ. Это, в свою очередь, будет способствовать демократическому развитию нашей страны посредством внедрения соответствующих международным стандартам передовых практик в сфере выборов.

 

Гульноза РАХИМОВА,

постоянный член

Центральной избирательной комиссии

Республики Узбекистан