• eye Махсус имкониятлар
янгиликлар бўйича излаш
МАЪЛУМОТ
Фотогалерея
Активное участие политических партий в выборах — важнейшее условие в углублении демократических реформ
31.10.2019
2420
Наша страна находится на пороге важного политического события. В конце декабря текущего года состоятся выборы в представительные органы государственной ­власти — Олий Мажлис Республики ­Узбекистан и местные Кенгаши народных депутатов. Предстоящие выборы, безусловно, ознаменуют новый этап модернизации страны, реформирования избирательной системы Узбекистана на пути ­построения ­демократического правового государства.

Наша страна находится на пороге важного политического события. В конце декабря текущего года состоятся выборы в представительные органы государственной ­власти — Олий Мажлис Республики ­Узбекистан и местные Кенгаши народных депутатов. Предстоящие выборы, безусловно, ознаменуют новый этап модернизации страны, реформирования избирательной системы Узбекистана на пути ­построения ­демократического правового государства.

 

Начало этому этапу положили коренные преобразования политической системы страны, осуществленные за последние три года под руководством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева и нашедшие свое отражение в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах.

 

Отличительной особенностью будущих выборов являются два важных обстоятельства.

 

Во-первых, в Узбекистане выросло число участников выборного процесса. Теперь в избирательную кампанию включатся не четыре, а пять политических партий. В начале года на политической арене страны появилась Экологическая партия Узбекистана, которая поставила во главу угла своих политических амбиций борьбу за власть ради создания благоприятной окружающей среды и обеспечения рационального использования богатых природных ресурсов республики. Экологические партии действуют примерно в ста странах, они участвуют в политических процессах, в том числе и в выборах.
В результате чего имеют своих представителей в парламентах
37 государств.

Во-вторых, нынешняя избирательная кампания пройдет на основе концептуально нового выборного законодательства — Избирательного кодекса Республики Узбекистан, который вобрал в себя признанные в демократическом сообществе принципы и нормы международного права.

Избирательный кодекс является сводом законов прямого действия и унифицировал нормы действующих законов о выборах.

Одно из основных нововведений закреплено в статье 37 Избирательного кодекса, в которой право на выдвижение кандидатов в депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса и в депутаты местных Кенгашей предоставляется исключительно политическим партиям. Ранее правом на выдвижение кандидатов в депутаты районных, городских Кенгашей народных депутатов обладали наряду с политическими партиями и органы самоуправления граждан.

Это означает, что теперь политические партии будут играть ведущую роль в избирательных процессах, проводимых в Узбекистане, что соответствует духу Декларации о критериях свободных и справедливых выборов Совета Межпарламентского союза от 1994 года и Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ от 1990 года.

 

Еще одно нововведение за­креплено в статье 38 Избирательного кодекса, согласно которой в ходе сбора подписей избиратель может поддержать своей подписью более чем одну политическую партию, участвующую в выборах. В соответствии с прежним законодательством избиратель мог ставить свою подпись за участие только одной политической партии.

 

Данная норма положительно оценена Венецианской комиссией на 116-м пленарном заседании (Венеция, 19—20 октября 2018 г.), по мнению которой введенная норма способствует плюрализму и развитию конкурентной среды, что согласуется с передовой международной практикой и принимает во внимание предыдущую рекомендацию БДИПЧ ОБСЕ.

Значительно усовершенствованы правовые основы участия политических партий в выборах депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса.

 

Первое. В Избирательном кодексе предусмотрены конкретные условия допуска политических партий к выборам. Согласно статье 69 кодекса, для выдвижения кандидатов в депутаты политическая партия должна не менее чем за 70 дней до выборов представить в Центральную избирательную комиссию необходимые документы. На их основании Центральная избирательная комиссия в пятидневный срок принимает решение о допуске политической партии к участию в выборах. Список партий, участвующих в выборах, в порядке очередности поступления заявлений публикуется в центральной печати. В ряде зарубежных государств для регистрации кандидата требуется дополнительно еще и внесение так называемого «избирательного залога», то есть уплаты кандидатом или выдвинувшей его политической партией определенной суммы для участия в выборах (например, в отдельных штатах США, в Чехии, Словакии, Латвии, Эстонии, на Мальте, Кипре). В национальном законодательстве Узбекистана такого требования нет, и в этом видится демократизм нашей избирательной системы.

Второе. Четко обозначены условия выдвижения политическими партиями кандидатов в депутаты Законодательной палаты. В соответствии со статьей 68 Избирательного кодекса политическая партия может выдвигать кандидатов в депутаты при условии, что она зарегистрирована Министерством юстиции Республики Узбекистан не позднее чем за четыре месяца до дня объявления о начале избирательной кампании и собрала не менее 40 тысяч подписей избирателей, поддерживающих ее участие в выборах. Аналогичная практика существует и в некоторых зарубежных странах. Например, в Дании политической партии для выдвижения кандидатов в депутаты требуются подписи не менее 20 тысяч избирателей, а в Грузии — не менее 30 тысяч (за исключением политических партий, представленных в парламенте страны: они освобождаются от сбора подписей).

Третье. Четко регламентированы порядок и процедура вы­движения политическими партия­ми своих кандидатов в депутаты. Согласно статье 70 Избирательного кодекса, выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 65 дней до выборов и заканчивается за 45 дней до выборов. Выдвижение осуществляется высшими органами политических партий. При этом политические партии правомочны выдвинуть 150 кандидатов в депутаты — одного кандидата в депутаты по каждому избирательному округу. Одно и то же лицо может быть представлено кандидатом в депутаты только по одному избирательному округу. Порядок подбора кандидатов в депутаты ­определяется политическими партиями. Аналогичная практика существует в России, Беларуси, Молдове.

Четвертое. Упрощены требования к кандидатам в депутаты парламента. На основании статьи 70 Избирательного кодекса политические партии правомочны вы­двинуть кандидата в депутаты как из числа членов своей партии, так и беспартийных. В некоторых странах политические партии вправе выдвигать кандидатов в депутаты парламента лишь среди своих членов, что определенным образом ограничивает права граждан, ставит их в зависимость от определенной политической партии. Если гражданин захочет воспользоваться своим пассивным избирательным правом, ему необходимо не только вступить в политическую партию, но и стать одним из ее лидеров (кандидаты в члены парламента выбираются обычно из числа ее лидеров).

Таким образом, с принятием Избирательного кодекса Республики Узбекистан созданы отве­чающие общепризнанным принципам и нормам международного права условия для равного и открытого участия политических партий в предстоящих выборах. Теперь дело за тем, чтобы мощный демократический потенциал нашего законодательства был задействован в деятельности политических партий и других субъектов избирательного процесса.

Именно от активной, твердой гражданской позиции избирателей зависит успех избирательной кампании, которая призвана стать важнейшим фактором углубления демократических преобразований, проводимых в стране.

 

А. АКИЛОВ,

начальник отдела Института проблем законодательства
и парламентских
исследований
при Олий Мажлисе
Республики Узбекистан доктор юридических наук.