• eye Maxsus imkoniyatlar
Количество женщин в национальном парламенте достигло уровня, установленного в рекомендациях ООН
27.05.2021
5625
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 22 февраля 2021 года, затрагивая гендерный вопрос, на главном ежегодном политическом событии – 46-й сессии Совета по правам человека ООН – среди обозначенных приоритетов демократических преобразований в Узбекистане и работы страны в рамках Совета по правам человека ООН отметил: «В вопросах гендерной политики мы намерены кардинально повысить роль женщин в общественной, политической и деловой жизни страны».

Количество женщин в национальном парламенте достигло уровня, установленного в рекомендациях ООН



Гульноза Рахимова, постоянный член Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан

 

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 22 февраля 2021 года, затрагивая гендерный вопрос, на главном ежегодном политическом событии – 46-й сессии Совета по правам человека ООН – среди обозначенных приоритетов демократических преобразований в Узбекистане и работы страны в рамках Совета по правам человека ООН отметил: «В вопросах гендерной политики мы намерены кардинально повысить роль женщин в общественной, политической и деловой жизни страны».

Известно, что демократизация общественного развития невозможна без полноценного участия женщин в политической жизни.

Нормативная база, касающаяся участия женщин в политике и избирательных процессах, определена, в первую очередь, в международно-правовых актах. Например, если Всеобщая декларация прав человека устанавливает равноправное участие женщин в политических и избирательных процессах, основанное на принципах недискриминации и равного осуществления политических прав, то Конвенция о политических правах женщин и ряд других региональных конвенций закрепляют, что осуществление таких прав должно быть обеспечено без разделения по признаку пола. В свою очередь, статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах разъясняет, что все граждане имеют право не только принимать участие в общественно-политических мероприятиях, но и голосовать и быть избранными на подлинных периодических выборах. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин подтверждает право женщин занимать «государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления».

Кроме того, в статье 7 данной Конвенции установлено, что государства-участники принимают все соответствующие меры по ликвидации дискриминации в отношении женщин в политической и общественной жизни страны. В частности, обеспечивают женщинам на равных условиях с мужчинами право голосовать на всех выборах и публичных референдумах, избираться во все публично избираемые органы, а также участвовать в формулировании и осуществлении политики правительства.

Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает, что никакая дискриминация по признаку пола не допускается при осуществлении права участвовать в голосовании и общественной жизни, а Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин обязует государства принимать соответствующие меры для устранения любых проявлений такой дискриминации.

Право женщин на всестороннее участие во всех областях общественной жизни остается одним из важнейших вопросов, затрагиваемых в декларациях и резолюциях ООН. В таких документах, как Резолюция Экономического и социального совета ООН 1990/15 от 24 мая 1990 года, Пекинская декларация и Платформа действий, Согласованные выводы Комиссии по положению женщин 2006 года и Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 66/130, касающихся женщин и их участия в политической жизни, правительства призывают принимать меры, направленные на существенное увеличение количества женщин на выборных и назначаемых должностях всех уровней и областей общественно-политической деятельности для достижения равного представительства женщин и мужчин.

Государства – участники международных конвенций разделяют ответственность за отстаивание и выполнение этих обязательств в целом ряде институтов. Избирательные органы несут ответственность за обеспечение того, чтобы их действия и решения соответствовали международным обязательствам их стран.

 

Самая прогрессивная «дорожная карта»

 

Наиболее прогрессивной «дорожной картой» для расширения прав и возможностей женщин во всем мире признаются Пекинская декларация и Платформа действий, принятые в сентябре 1995 года на IV Всемирной конференции по положению женщин в Пекине (Китай).

По итогам конференции, в которой приняли участие более 30 тысяч активистов, представители 189 стран единогласно приняли Пекинскую декларацию и Платформу действий.

Эти исторические документы являются одними из важнейших международных документов в сфере гендерного равенства. В Пекинской декларации закреплены принципы свободы выбора и равенства возможностей. В частности говорится, что все девочки и женщины имеют право на жизнь, свободную от насилия, на образование, участие в процессах принятия решений и получение равной с мужчинами оплаты труда.

Платформа действий – это план действий по продвижению гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин и девочек. Она подтверждает Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и основана на Найробийских перспективных стратегиях в области улучшения положения женщин, а также соответствующих резолюциях, принятых Экономическим и Социальным Советом и Генеральной Ассамблеей ООН.

Платформа действий сформулировала всеобъемлющие обязательства по 12 важнейшим проблемным областям, в том числе участие женщин в процессах принятия решений и власти. Эти вопросы считаются очень важными и требуют должного внимания для обеспечения гендерного равенства и реализации прав женщин в политическом измерении. Для каждой проблемной области была разработана «дорожная карта», в которой определены стратегические цели и конкретные действия для улучшения положения женщин.

За прошедший период после принятия Платформы действий достигнуты определенные успехи в расширении прав и возможностей женщин.

В октябре прошлого года состоялась юбилейная 75-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, в рамках которой прошла встреча на высшем уровне, посвященная 25-й годовщине IV Всемирной конференции по положению женщин.

Заместитель Генерального секретаря ООН, Директор-исполнитель Структуры «ООН-женщины» Фумзиле Мламбо-Нгкука отметила: «В 1945 году основание ООН было очень важным и смелым шагом. Тогда среди глав правительств и государств не было ни одной женщины. В 1995 году, во время принятия Пекинской декларации, было 12 женщин, возглавлявших правительства и страны. Сегодня их – 22…».

Доля женщин в парламенте растет

 

Следует констатировать, что в Узбекистане на протяжении последних лет принимаются активные меры для обеспечения гендерного равенства, что отметила в своем выступлении по случаю Встречи на высшем уровне, посвященной 25-й годовщине IV Всемирной конференции по положению женщин, председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, председатель Комиссии по вопросам обеспечения гендерного равенства Танзила Нарбаева.

В частности она подчеркнула, что власти Узбекистана приняли около 20 правовых актов в сфере защиты и расширения прав женщин, разработали Стратегию по достижению гендерного равенства на период до 2030 года, а также ввели специальную процедуру, согласно которой все новые законопроекты анализируются с гендерной точки зрения. Кроме того, Танзила Нарбаева отметила, что растет число женщин в правительстве, их участие в государственных делах, принятии решений. Число женщин в парламенте Узбекистана удвоилось.

В Узбекистане на уровне законодательства и государственной политики созданы механизмы обеспечения и защиты прав женщин, в том числе политических.

В целях реализации правовых актов (включая положения международных актов), устанавливающих основные стандарты прав человека, статья 18 Конституции закрепляет равенство полов перед законом, запрещает по половому признаку как дискриминацию в реализации прав и свобод, так и их ограничение. Согласно Основному закону страны, граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, а также развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов.

Логическое продолжение положений Конституции находит свое отражение в избирательном законодательстве.

В частности, в Избирательном кодексе, Законе «О референдуме Республики Узбекистан» определено, что гражданин Республики Узбекистан, который достигнет на день голосования 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых других избирательных действиях, а также процедурах по подготовке и проведению референдума. Более того, имеет право избирать, участвовать в референдуме независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий.

Таким образом, фактически участие женщин в избирательном процессе в нашей стране с точки зрения его правовой регламентации ничем не отличается от участия мужчин.

Закон Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» закрепляет обеспечение равных прав и возможностей для женщин и мужчин быть избранными в представительные органы власти, а также при выдвижении от политических партий кандидатов в депутаты.

Нет никаких ограничений

Избирательный кодекс Республики Узбекистан способствует дальнейшему расширению возможности участия женщин на всех этапах подготовки и проведения выборов.

В соответствии с Кодексом женщины могут оказывать реальное воздействие на принятие политических решений. Участие женщин в выборах открывает доступ к их представительству в органах государственного управления.

Нет никаких ограничений для женщин выступать в качестве кандидатов на выборах, проводить предвыборную агитацию и избираться в представительные органы власти.

В то же время дополнительной гарантией участия женщин Узбекистана в избирательном процессе является законодательное закрепление государственных гарантий равных прав и свобод мужчин и женщин, предусматривающих обеспечение так называемого гендерного представительства – 30 процентов женщин от общего числа выдвинутых партиями кандидатов. Это имеет важное значение, так как предоставляются большие возможности женщинам баллотироваться в депутаты, что помогает отстаивать их права и интересы на политическом уровне.

Последовательное применение гендерной квоты дало результат на парламентских выборах 2019 года. Впервые в истории Узбекистана в Законодательную палату избранные женщины-депутаты составили 32 процента от общего числа избранных депутатов, 25 процентов – членов Сената. Количество женщин в национальном парламенте достигло уровня, установленного в рекомендациях ООН.

 

Весомые результаты реформ

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в 2020 году, выступая на торжественной церемонии, посвященной Международному женскому дню, сказал: «В настоящее время в результате проводимых широкомасштабных демократических реформ возрастает активность женщин в общественно-политических процессах. Это еще раз продемонстрировали состоявшиеся в декабре прошлого года выборы в парламент страны и местные Кенгаши».

Отмечалось, что впервые в истории Узбекистана результаты выборов соответствовали рекомендациям ООН относительно численного представительства женщин в национальном парламенте. По количеству женщин-депутатов парламент нашей страны поднялся на 37-е место среди 190 национальных парламентов мира, тогда как еще 5 лет назад Узбекистан занимал в этом рейтинге 128-е место.

Закон Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» требует соблюдения гендерного баланса и в выборной администрации. Выросло представительство женщин в выборных органах, в том числе в избирательных комиссиях на всех уровнях. Изменения в составе ЦИК, произошедшие в 2019 году, привели к увеличению количества женщин с 19 до 33 процентов.

У самых активных, авторитетных представительниц общественности имеется еще больший шанс быть делегированными в члены участковой избирательной комиссии в качестве представителей махаллинских сходов граждан, профсоюзов, обществ инвалидов, ветеранских организаций и других. Они выступают наблюдателями на выборах в качестве представителей от органов самоуправления граждан.

Так, в ходе избирательной кампании 2019 года отмечался рост участия женщин в составе избирательных комиссий по выборам депутатов в Законодательную палату Олий Мажлиса: женщины составили 46 и 49 процентов состава окружных и участковых избирательных комиссий соответственно.

Международное признание

Повышение роли женщин Узбекистана в политических процессах и расширение их участия в избирательной кампании 2019 года получило и международное признание.

В Итоговом отчете миссии БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами 2019 года особенно подчеркивается:

• соблюдение гендерной квоты в размере 30 процентов от общего числа кандидатов, выдвинутых каждой партией; выдвижение всеми партиями 310 кандидатов женского пола (41 процент);

• увеличение числа женщин в составе Законодательной палаты (на 16 процентов): количество женщин в новом парламенте удвоилось (48 женщин, или 32 процента);

• возрастание числа женщин в выборных органах: в 2019 году количество женщин – членов ЦИК выросло с 3 до 7, женщины составляли половину членов участковых избирательных комиссий.

Отрадно отметить, что в декабре 2020 года в Ташкенте состоялся первый Форум «Роль женщин-парламентариев в развитии Узбекистана». Его высокая практическая значимость заключается в том, что он дал прекрасную возможность для открытого обсуждения всего комплекса вопросов полноценного участия женщин в решении политических и социально-экономических задач, что является необходимым условием экономического прогресса, демократического развития и стабильности в нашем обществе.

Работа продолжается

Среди ключевых задач достижения равного участия женщин в политической сфере Узбекистана – повышение информированности, обеспечение общественно-гражданского образования для женщин и мужчин с целью улучшения понимания ими важности участия женщин в политических процессах, распространение информации о международных и национальных обязательствах и соглашениях в области гендерного равенства, включая национальное законодательство, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Пекинскую декларацию и Платформу действий и Цели развития тысячелетия.

Кроме этого, важное значение имеют такие направления работы, как укрепление существующих женских организаций, организаций гражданского общества, СМИ и научного сообщества с целью расширения участия женщин в политической жизни путем обмена практическим и передовым опытом. А также обеспечение равного представительства женщин и мужчин как кандидатов или других политических фигур по освещению их деятельности в СМИ.

В целом за последние годы в Узбекистане проделана колоссальная работа по обеспечению гендерного равенства, участия женщин в общественной, политической и деловой жизни страны. И такая работа последовательно продолжается.